• Титульный

Добро пожаловать

ФОП ДО и ФАОП ДО

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Занимаемся дома

Дыхательная гимнастика для детей

Коротко о пользе дыхательной гимнастики 

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи и шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей;

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

Предлагаю комплекс дыхательных упражнений (смотреть здесь), которые вы сможете выполнять дома с ребенком

Выполняем артикуляционную гимнастику 

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков – это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки – лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Артикуляционная гимнастика состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Общие рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка.

Предлагаю вашему вниманию картотеку с артикуляционными упражнениями (смотреть здесь) и карточки с цветными картинками (смотреть здесь), которые помогут заинтересовать ребенка при выполнении упражнений

 

Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи с помощью массажа и самомассажа пальцев рук

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое.

Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.

Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.

Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки ("ежики"), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, "каштан".

При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений .

Комплекс упражнений с мячом(смотреть здесь)

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи 

Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, из поколения в поколение человек выполнял все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей головного мозга.

Очень полезны для тренировки пальцев рук различные игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». Еще раз можно убедиться, как уникален опыт наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из поколения в поколение уникальные невероятно простые упражнения.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшая и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Необходимость развития мелкой моторики у дошкольников доказана многими учеными. Дошкольные педагоги, развивая моторику пальцев рук, широко используют различные приемы и методики. В частности, используя методику М.Монтессори, проводят игры с прищепками.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач:

  • развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук;

  • развитие пространственных ориентаций;

  • уточнение и развитие словаря;

  • развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти;

  • развитие конструктивного мышления;

  • стимуляция речевой активности;

  • развитие чувства ритма;

  • формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Для проведения таких игровых упражнений необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками:

  • прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов; прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры.

  • коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала; листы ДВП или толстого картона, закрепленные в вертикальном положении; веревки разной толщины и длины;

  • линейки, картонные шаблоны геометрических фигур; платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.

Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом.

Вот неполный перечень игровых упражнений с прищепками:

Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления

«Веревочка»

Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нанизывают прищепки одного размера на веревку средней толщины.

Усложнение — дети действуют только по словесной инструкции; можно изменять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать прищепки только левой рукой.

Варианты заданий в игре «Веревочка»:

«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка)

«Кто быстрее наденет 10 прищепок?»

«Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая». «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»

«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.».

«Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)»

«Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»

«Украсим коробочку»

Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой.

Варианты заданий к игре «Коробочка»:

«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки».

«Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета»

«Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Баночка»

Дети надевают прищепки по верхнему краю жестяной (картонной) баночки. Усложнение – баночки могут быть разного размера и формы, дети могут работать левой рукой или поочередно левой рукой надевать одну прищепку, правой – другую.

Варианты заданий к игре «Баночка»:

«Кто быстрее «оденет» баночку?» (прищепки одного размера).

«Надень прищепки, чередуя: красную и белую, две синих – одну желтую и т.п. «Надень прищепки, чередуя большую и маленькую».

«Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».

«Линеечки»

Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке.

Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой; использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размераю.

Варианты игр с линейками:

«Колючий треугольник»

Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.

«Продолжи ряд»

По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая- синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.

«Коврик»

Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки. Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер прищепок.

«Парочки»

На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5 до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки такие же прищепки, располагая их в той же последовательности. Можно дать образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.

Игры на развитие зрительного внимания, памяти

«Посмотри – запомни»

На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.

«Чего не стало?»

На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

«Что изменилось?»

Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных

«Волшебный ряд»

Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам»

Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.

«Скажи сам»

Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.

Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук

«Сушим платочки»

На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера).

«Вешай платочки, чередуя их цвет или размер»

«Ленточки»

Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.

   

Развиваем связную речь у детей

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе. Большое внимание этому уделяется в детском дошкольном учреждении. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6—7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые — раздражительными. В семье часто ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.

Следовательно, чем раньше (но в соответствии с возрастными возможностями) мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.

  • Пересказ.

  • Рассказ по картинкам.

  • Составление описательных рассказов.

Работа по серии сюжетных картинок многообразна.

Ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Посмотри, подумай, где первая картинка, а где вторая?» Другой вариант: «Посмотри, подумай, что было сначала, а что было потом?» Если ребёнок разложил картинки верно, то обязательно похвалите его. Если же он затрудняется, то помогите ему наводящими вопросами.

После того как ребёнок верно определил последовательность картинок, предложите ему составить рассказ сначала по первой картинке, затем по второй. Далее рассказы можно объединить в одно целое.

Используйте опорные слова. Помните, что дети легче употребляют в своей речи имена существительные и затрудняются в подборе имён прилагательных и глаголов. Терпеливо знакомьте ребёнка с новыми словами, объясняйте их значение.

Предложите ребёнку после составления рассказа придумать своё название.

Для развития воображения, фантазии полезно также следующее задание: составьте рассказ, а затем предложите ребёнку придумать его продолжение.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - это диалог. Детей учат:

  • Слушать и понимать речь взрослого.

  • Общаться с другими детьми.

  • Строить диалог с помощью ответов на вопросы.

  • Повторять слова, фразы за взрослым.

Уважаемые родители вашему вниманию представлены серии картинок (смотреть здесь), по которым предлагается составить рассказ с ребенком 

Нам важно ваше мнение

Оцените уровень коррупциогенности в нашей организации

высокий - 0%
средний - 50%
низкий - 50%

Проголосовали: 2
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Янв 2025 - 00:00

Независимая оценка качества

независимая оценка качества

наша группа в вк

 

современный детский сад

 

 

пройди подготовку

 

вакцинация от гриппа

Национальный проект "Демография"

акция_сообщи, где торгуют смертью

вакцина

 

выставка-форум

Контактная информация

контактная информацияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 16 «Машенька» городского округа Тольятти
Наш адрес:
445005, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гидротехническая, дом 21.

Телефоны: 8(8482) 45-12-96; 8(8482) 97-10-54
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Регион

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал